Бельканто в музыке — это ветвь вокальной культуры. Рассмотрим, как трактуют этот термин в XXI веке. Есть несколько определений и пониманий этого слова. В русский язык этот термин пришёл из итальянского языка. В переводе «bel canto» значит «красивое пение».
Что такое бельканто?
Определение бельканто даёт Википедия:
Бельканто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринужденным звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, легкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощренных местах мелодического рисунка. В бельканто голос — это инструмент певца.
В Большой советской энциклопедии (М., 1969—1978) есть более широкое толкование.
Бельканто (итал. bel canto, буквально — прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к середине 17 в. и составляющий основу итальянской вокальной школы. Для Б. характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку (см. Легато), изящество и виртуозный блеск исполнения. Эти специфические черты, присущие итальянской вокальной школе на всех этапах её развития, связаны со звуковым колоритом и особенностями структуры итальянского языка, а также с народно-песенными традициями. Сохраняя свою художественно-эстетическую основу, Б. обогащалось новыми исполнительскими приёмами. Основными этапами развития Б. являются: зарождение итальянской оперы, творчество К. Монтеверди, расцвет «неаполитанской школы» (А. Скарлатти), период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти (т. н. классическое Б.), творчество Дж. Верди, веристская школа.
Эндиклопедия Кругосвет добавляет:
Cтиль бельканто достиг вершины в 19 в., после чего стал клониться к упадку даже в Италии, с ее высокой певческой культурой.
Хорошо разбирающиеся в опере люди, профессионалы-музыковеды, вокалисты вкладывают в этот термин несколько иное наполнение.
Вокальный педагог Виктор Фукс автор публикации «Искусство пения и техника голоса» (Лондон, 1976), в главе «Миф bel canto» последовательно доказывает: термином можно обозначить только
«искусство пения по старинному итальянскому методу XVII и XVIII столетий, противоположного драматическому стилю поздних периодов. Искусство, во главу которого поставлен голос и только голос».
Итальянский критик, историк и музыковед Теодоро Челли считает, что бытующее обозначение термином bel canto пения и голосов, лишённых колоратурного блеска, — не что иное, как «импрессионистическая обмолвка». «Правильнее в этом случае говорить о bella voce или belcantare».
Австрийский певец хорватского происхождения Макс Эмануэль Ценчич утверждает, что
«бельканто — изобретение школ, где обучали певцов-кастратов».
На основании выше сказанного, приходим к заключению, что сегодня есть широкое и узкое определение термина «бельканто».
Первое (широкое) представляет всю традицию итальянского вокального пения в целом.
Второе (узкое) — оперный стиль и соответствующие ему эстетические и технические особенности пения.
Краткая история бельканто
История развития и становления бельканто в широком понимании начинается с официально установленной Римской церковью должности певчего в литургической практике IV века. Этику и эстетику раннего христианства — «достойно и благородно петь Господа совершенными голосами» — выразили в средневековых терминах «bene cantare» Августин Блаженный и «vox perfecta» Исидор Севильский. «Воздушные» колоратуры звучали в голосах мальчиков-дискантистов и альтистов, взрослых фальцетистов, контртеноров, кастратов, высоких натуральных теноров.
В эпоху Ренессанса полифоническая музыка потеряла своё преобладающее значение. Возросло значение индивидуального сольного пения. В палаццо Питти (Флоренция) 6 октября 1600 года поставили первую известную нам оперу «Эвридика» композитора Якопо Пери.
Эпоху Барокко считают веком «золотого вокала». Колорированное или колоратурное пение — canto figurato — составило исполнительскую суть барочного пения. Это пение удерживалось в операх «венского классицизма» и «раннего романтизма» до середины XIX века.
Основы Бельканто
Одноголосое сольное пение (монодия) требует от исполнителей определённых технических приёмов и богатой тембровой палитры голоса. При этом стоит задача выражать смысловую нагрузку произведения. Эти требования заложили основы итальянского бельканто.
- Осмысленная художественная фразировка.
- Передача нюансов художественного текста.
- Красота вокализации.
- Предельная гибкость, лёгкость и ровность звуковедения.
- Виртуозное владение голосом.
До появления оперы о сольном пении нет подробных сведений. Сольные номера были в спектаклях с музыкой и драматическим действием на религиозную тему, в лирических драмах и пасторалях. Далее итальянское вокальное искусство развивалось на основе оперного театра.
Как появился термин «бельканто» в музыке
Россини (1792- 1868) заменил figurato на bel («прекрасное»). Так он выразил восхищение колоратурным барочным пением.
В переписке и беседах с друзьями Джоаккино Россини обозначил термином bel canto виртуозное и ослепительное искусство кастратов, главных и прославленных исполнителей в барочной опере. В последующие века словосочетание стало символом любого совершенного пения.
Таким образом, историческое содержимое термина bel canto прежде всего обобщило все вокальные завоевания европейского Средневековья, Ренессанса и Барокко.
Бельканто в музыке — парадокс или закономерность?
Сегодня ситуация, в которой вокальное искусство достигло своей идеальной красоты, представляется логически невероятной. На фоне
- многовекового ( с IV в.) запрета на профессиональное обучение для женского голоса,
- столь же длительного предпочтения высокого и очень высокого регистра в звучании мужского голоса при узаконенном позорном и уродливом обычае кастрации,
имело место
- развитие немыслимых физических и эстетических возможностей певческого голоса на сравнительно небольшом участке вокального диапазона,
- открытие новых принципов работы певческого аппарата.
Вокальная наука впоследствии полностью объяснила и оправдала технические методы и приёмы.
В итоге, мы имеем стройную систему, ставшую ядром профессионального вокального искусства на все времена — бельканто.
Отличительные черты бельканто
За время существования искусство бельканто претерпело немало изменений. Но ему свойственны некоторые неизменные отличительные черты:
- красота и пластичность вокализации,
- предельная лёгкость,
- гибкость и свобода пения,
- плавность переходов от звука к звуку (легато),
- изящество и виртуозный блеск исполнения.
Они связаны во многом с характерным звуковым колоритом итальянского языка, особенностями его структуры: неизменность звучания гласных относительно любых соседних согласных, частые удвоения согласных, отсутствие сложных звукосочетаний, относительная простота произношения.
Звонкость, упругость и вместе с тем мягкость, певучесть, свойственные итальянскому языку в определённой мере повлияли и на общий характер итальянской вокальной школы.
Стили бельканто
В XVII, XVIII, XIX столетиях сформировались основные стилевые направления итальянского бельканто.
- Экспрессивный патетический стиль с вокальными украшениями. Первая половина XVII века. Полное выражение стиль находит в музыке великого композитора Клаудио Монтеверди.
- Оpera seria — «Серьёзная опера» на героико-мифологические и легендарно-исторические сюжеты возникла в Неаполе. Конец XVII — начало XVIII веков.
Основная вокальная форма — развёрнутая трёхчастная ария — давала певцу блеснуть колоратурой, продемонстрировать своё техническое мастерство.
Вокалисты-кастраты исполняли сопрановые и контральтовые партии и сохраняли ведущее положение до конца XVIII века. - Комическая опера — опера-буффа. Первый образец жанра появился в 1733 году. Характерной чертой явилось распределение певческих голосов по типам ролей (амплуа). Этот этап связан с творчеством Джоаккино Россини.
- Классическое бельканто. Начало XIX века. Основные черты: нежность, воздушность, чистота кантилены; закруглённость музыкальной фразы; пылкость и приподнятость чувств. Воплощают этот стиль произведения Беллини (Норма, Сомнамбула, Пуритане) и Доницетти (Лукреция Борджиа, Лючия ди Ламмермур).
- Вердиевский вокальный стиль. Авторы «Аиды» (1870) и «Отелло» (1887) требовал от исполнителя чуткости к слову, ярких драматических контрастов, передачи тончайших оттенков музыкальной речи. Вердиевский стиль требует бóльшего напряжения голосового аппарата, бóльшей насыщенности и красочности звука особенно в верхнем регистре.
- Веризм — от итальянского «vero», что значит «правдивый». 90-е годы XIX века. Композиторы: Масканьи, Леонкавалло, Джордано, Чилеа, Пуччини.
- Универсальный стиль получил распространение среди певцов за пределами Италии. Они воплощали более общие стилистические принципы, а не следовали конкретному направлению.
Певцы бельканто
Одним из основателей художественной формы сольного пения считается Джулио Каччини. Он принадлежал к кружку музыкантов Флорентийская камерата и поэтов, способствовавших возникновению оперы в Италии. В его «благородной манере пения» (nobile maniera di cantare) проявился «трепетный голос» — voce tremante — порождённый гибкой артикуляцией гортани (dispositione di gorga).
Период безраздельного царствования на оперной сцене сопранистов (вокалистов-кастратов) начался с появления неополитанской школы и opera seria. Сохранившиеся отзывы современников говорят о мощи и красоте звука отличавших пение знаменитых сопранистов: Фаринелли, Паккьеротти, Кафарелли, Сенезино, Карестини, Гуаданьи, Крешентини и многих других.
В эпоху классического бельканто блистали певцы М. Малибран, Дж. Паста, Д. Рубини, Д. Гризи, Марио, Л. Лаблаша, Э. Тамберлика, П. Виардо-Гарсиа, А. Тамбурини и другие. Их творчество сформировало современное представление о вокально-драматическом искусстве в целом.
Последующие поколения вокалистов бельканто представляют величайшие певицы второй половины XIX века А. Патти и М. Зембрих. А затем — Л. Тетраццини и М. Гальвани.
Замечательными мастерами вердиевского стиля были Ф. Таманьо (первый исполнитель роли Отелло), баритон А. Маджини-Колетти, бас Ф. Наворрини.
Синтез классического бельканто и вердиевского стиля представляет баритон М. Баттистини, тенора А. Бончи, Ф. Маркони.
Образцом вердиево-вериского стиля являются тенора Э. Карузо, Ф. Константино, А. Паоли, Ф. де Лючия, баритоны Т. Руффо, М. Саммарко, П. Амато, сопрано Ч. Бонинсенья.
К этому же направлению принадлежат представители следующего поколения: Дж. Мартинелли, д. Лаури Вольпи, А. Пертиле, Р. Тебальди, М. дель Монако, Т. Гобби, К. Галеффи, Э. Миланова, Ю. Вьёрлинг, Э. Ретберг, М. Канилья, Л. Уоррен, М. Альбанезе, Л. Тиббетт.
Универсальное художественное значение школы бельканто за пределами Италии демонстрируют Н. Мельбы, М. Гай, А. Дидура, А. Нильсен, Л. Киркби Лан.
Почувствовать, что такое бельканто в музыке можно по старым записям, например Джузеппе Ансельми.
Пример веризма
https://www.youtube.com/watch?v=loCS7lVehlQ